«Тёмная энергия» – действительно ли она существует?

Вы помните эту маленькую причудливую штуку под названием «пространственно-временной континуум»?

Что бы вы сказали, если бы «временная» часть вдруг исчезла из этого уравнения? Новые данные предполагают, что время медленно исчезает из нашей вселенной, и однажды оно исчезнет полностью. Эта радикальная теория может объяснить одну космологическую загадку, которая ставит учёных в тупик уже давно.

Прежде учёные занимались измерением света, приходящего к нам от взрывов далёких звезд, и пришли к выводу, что вселенная расширяется постоянно ускоряющимися темпами. Считалось, что эти суперновые звёзды разбегаются быстрее по мере того, как наша вселенная становится старше. Физики также предполагали, что существует некая анти-гравитационная сила, которая заставляет галактики разбегаться, и эта неидентифицированная сила получила название «тёмная энергия».

Идея о том, что само время может исчезнуть в течение миллиардов лет — и тогда всё во вселенной остановится — была предложена профессарами Хосе Сеновилья, Марком Марсом и Раулем Вера из Баскского университета, Бильбао, и Университета Саламанки, Испания. Эта радикальная теория «конца времени» представляет собой альтернативу теории для тёмной энергии.

На сегодняшний день никто не знает, что собой представляет тёмная энергия или откуда она появляется. Профессор Сеновилья и его коллеги предложили этому весьма нетривиальную альтернативу. Они предположили, что такой вещи как тёмная энергия вообще не существует, и мы видим вещи в неверном свете.

Сеновилья предполагает, что мы ошибочно считаем, будто вселенная ускоренно расширяется, в то время как на самом деле, это время замедляет свой ход. На повседневном уровне изменения невозможно заметить. Однако они станут очевидными, если посмотреть на них с космических масштабов измерения, отслеживая путь развития вселенной на протяжении миллиардов лет. Эти изменения будут бесконечно медленными с человеческой точки зрения, но с позиции огромной космологической перспективы, при изучении древнего света звёзд, которые светили миллиарды лет назад, они будут легко заметны.

Предположение команды исследователей, опубликованное в журнале «Physical Review» отвергает тёмную энергию как выдумку. Вместо этого Сеновилья предполагает, что видимость ускорения расширения вселенной вызвана тем, что наоборот, время постепенно замедляется, подобно часам с садящейся батарейкой. «Мы не говорим, что расширение вселенной само по себе это иллюзия», объясняет он. «Мы говорим, что возможно иллюзией является ускорение расширения».

Если время постепенно замедляется «а мы продолжали наивно пользоваться нашими уравнениями, чтобы объяснить изменения в расширении вселенной с учётом «стандартного течения времени», то простые модели, которые мы описали в нашей статье, показывают, что «эффективное ускорение темпов расширения» вполне имеет место быть». В настоящее время астрономы имеют возможность различать скорости расширения вселенной при помощи так называемого эффекта «красного смещения». Этот эффект заключается в том, что звёзды, которые движутся от нас, выглядят более красными, чем те, которые движутся к нам. Для этого учёные наблюдают за суперновыми звёздами определённых типов, которые служат своего рода индикаторами.

Однако точность подобных измерений основана на предположении о неизменности хода течения времени в нашей вселенной. Если время действительно замедляется в соответствии с этой новой теорией, то наше измерение времени медленно превращается в новое пространственное измерение. Таким образом, далёкие древние звёзды, наблюдаемые учёными, с нашей точки зрения должны выглядеть так, словно их движение ускоряется.

«Наши вычисления показывают, что мы должны видеть это так, словно расширение вселенной ускоряется», говорит профессор Сеновилья. Его теория основана на одной из версий теории суперструн, в которой наша вселенная ограничена поверхностью мембраны, плавающей в многомерном космосе, известном как «основа». В этой модели время в любом случае перестанет существовать по прошествии миллиардов лет.

«И тогда всё замрёт, как на фотографии одного момента, навсегда», сказал Сеновилья журналу «New Scientist». «Но к тому времени наша планета уже давно исчезнет».

Не смотря на то, что эта идея радикальна и во многом беспрецедентна, есть те, кто её поддерживает. Гэри Гиббонс, космолог из Кембриджского Университета, говорит, что у этой теории есть достоинства. «Мы считаем, что время появилось в момент Большого Взрыва, а если оно может появиться, то оно может и исчезнуть — это просто обратный эффект».

Источник: "MixedNews", mixednews.ru,